Биография и личная жизнь олега николаевича ефремова

Звания и награды

  • Народный артист СССР (1976)
  • Герой Социалистического Труда (1987)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1969, 1974, 1983), госпремии России (1998, 2004 посмертно), премии мэрии Москвы (1999), премии «Золотая маска» (1976, 1998), премии «Хрустальная Турандот» (1997), премии «Золотой Овен» (1997), премии «Человек года» Русского биографического института (1998)
  • Награжден орденами Ленина (1987), Трудового Красного Знамени (1977), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997), орденом Дружбы народов (1993), медалями.

По материалам сайтов КиноПоиск, Россия1, Facebook, kino-teatr.ru, АиФ, РИА «Новости», Википедии, сайта МХТ.

МХАТ – осуществление заветной мечты

Партийное руководство, оценив успехи «Современника», в 1970 году предложило молодому таланту взяться за легендарный МХАТ, который в те годы начал заметно сдавать свои позиции. Несмотря на нежелание артиста и режиссера оставлять свое детище, он все же согласился.

Однако реальность оказалась не такой привлекательной, как студенческие грезы. Если в «Современнике» коллектив актеров был настоящей семьей, то во МХАТе Ефремов застал настоящий террариум. Довольно скоро он понял причину – слишком много актеров, которые попросту физически не могли быть все задействованы в постановках и поэтому давно уже попросту «отсиживались» за зарплату.

К сожалению, у Олега Николаевича не было полномочий сокращать размер труппы, поэтому он сформировал свою труппу внутри из активных и болеющих за свое дело актеров. С годами он сумел переманить в свой театр Калягина, Смоктуновского, Татьяну Доронину и многих других.


Стараниями нового руководителя во МХАТе начали ставиться спектакли на действительно высоком профессиональном уровне.

Несмотря на грандиозные успехи Ефремова в восстановлении былого величия МХАТа, он так и не смог справиться с интригами и разделением на группировки между актерами театра. И в 1987 году тот раскололся.

Детство и юность, семья

С самого раннего детства жизнь великого актера одаривала его встречами, которые влияли и на его мировоззрение, да и на жизнь тоже. Родился Олег Ефремов в Москве 1 октября 1927 года. Его родители жили небогато, поэтому очень долгое время маленький Олежка проживал в коммуналке, которая находилась на Арбате. Но это было счастливое время для мальчика, потому что у него были настоящие друзья: Сергей Шиловский и Александр Калужский. Только впоследствии Олег Ефремов смог оценить, что ему повезло не только с друзьями, верными и надежными, то и тому, что благодаря им состоялись встречи с великими людьми. Так, Саша Калужский был сыном знаменитого в то время актера Василия Калужского. Но огромнейшее влияние оказали встречи с отцом Сергея Шиловского, который был приемным ребенком в семье Булгаковым. Когда Ефремов стал играть в театральных спектаклях, то разговоры с Михаилом Булгаковым помогли ему многое понять и разобраться в себе.

Школьные годы будущий киноактер провел в Воркуте, где смог наблюдать за тем, как проходила лагерная жизнь заключенных ГУЛАГа. Его отец работал в этом месте бухгалтером, поэтому интерес Олега Ефремова был неподдельным.

Фильмография: Актер

Чехов и Ко (1998), сериал
Сочинение ко Дню Победы (1998)
Ах, зачем эта ночь..

(1997)
Ширли-мырли (1995)
Страсти по Анжелике (1993)
И возвращается ветер (1991)
Шапка (1990)
Неприкаянный (1989)
Полет птицы (1988)
Первая встреча — последняя встреча (1987)
От зарплаты до зарплаты (1986)
Тайна снежной королевы (1986)

Батальоны просят огня (1985)
Осторожно — Василек! (1985)
Снегурочку вызывали? (1985)
Продлись, продлись, очарованье… (1984)
Чужая жена и муж под кроватью (1984)
Среди тысячи дорог (1983)
Было у отца три сына (1982)

Инспектор ГАИ (1982)
Шофер на один рейс (1982)
Штормовое предупреждение (1981)
Государственная граница (1980-1988)
Мнимый больной (1980)
Однажды двадцать лет спустя (1980)
Активная зона (1979)
Поэма о крыльях (1979)
Когда я стану великаном (1978)
Комиссия по расследованию (1978)
Последний шанс (1978)
Враги (1977)
Рудин (1977)
Золотая мина (1977)
Дни хирурга Мишкина (1976)
Обыкновенная Арктика (1976)
Петр Мартынович и годы большой жизни (1976)
Там, за горизонтом (1976)
Москва, любовь моя (1974)
Открытая книга (1973)
Город на Кавказе (1972)
За все в ответе (1972)
Здравствуй и прощай (1972)
Ты и я (1972)
Человек на своем месте (1972)
Ты и я (1971)
Бег (1970)
Случай с Полыниным (1970)
Штрихи к портрету (1970)

Гори, гори, моя звезда (1969)
Король-олень (1969)

Мама вышла замуж (1969)
Пять дней отдыха (1969)
Свой (1969)
Только три ночи (1969)

Еще раз про любовь (1968)
Прямая линия (1968)
Айболит-66 (1967)
Дорога горящего фургона (1967)
Спасите утопающего (1967)

Три тополя на Плющихе (1967)
Штрихи к портрету (1967)

Берегись автомобиля (1966)

Война и мир (1965)
Звонят, откройте дверь (1965)
Строится мост (1965)
Вызываем огонь на себя (1964)

Живые и мертвые (1963)
Сотрудник ЧК (1963)
Мой младший брат (1962)
Академик из Аскании (1961)
Командировка (1961)
Любушка (1961)
Испытательный срок (1960)
Трудное счастье (1958)
Шли солдаты (1958)
Рассказы о Ленине (1957)
Рядом с нами (1957)
Смерть Пазухина (1957)
Тугой узел (1956)
Первый эшелон (1955)

Фильмы

Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году, когда сыграл комсорга Алексея Узорова в мелодраме «Первый эшелон» Михаила Калатозова, снявшего через пару лет всемирно признанный киношедевр «Летят журавли», который получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». После удачного кинодебюта фильмы с Ефремовым стали выходить чуть ли не каждый год.

Киногерои Ефремова были совершенно разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что актер как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получались у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играет, а живет перед камерой.

Кстати, Эльдар Рязанов первоначально видел Ефремова в роли Юрия Деточкина, но на кинопробах выяснилось, что великий актер не может скрыть волевой характер, и играть главного героя пригласили Иннокентия Смоктуновского.

Татьяна Доронина и Олег Ефремов в мелодраме «Три тополя на Плющихе»

Рассказывают, будто Александра Пахмутова не хотела писать саундтрек к фильму «Три тополя на Плющихе», пока не увидела уже отснятые кадры. Героиня Татьяны Дорониной пела, а герой Ефремова слушал. Актер смотрел так, что его взгляд как будто из глубины души вдохновил Пахмутову написать музыку.

Так появилась одна из самых пронзительных советских песен «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным моментом в фильме.

В Санкт-Петербурге сегодня живет тезка знаменитого артиста, тоже Олег Ефремов. На фото времен 70-х между молодыми коллегами наблюдается некоторое сходство. Творческая биография этого человека сложилась, возможно, не столь ярко, и тому виной производственная травма: на съемках он получил контузию, с годами стал плохо слышать.

В 90-е Олег Владимирович почти не снимался. Тем не менее, в фильмографии «петербургского» Ефремова есть запоминающиеся проекты: «Улицы разбитых фонарей», «Золотая мина», «Государственная граница», «Жизнь Клима Самгина».

Личная жизнь

Олег Ефремов был очень влюбчивым человеком. Друзья шутили, что перед его молчаливым взглядом не может устоять ни одна женщина. Первая любовь настигла будущего актера еще в школе. Ее звали Таня Ростовцева. Она была на 2 года младше Олега

Пытаясь привлечь внимание дамы сердца, влюбленный мальчишка кидал в ее окно детские соски, наполненные водой, пока однажды снаряд не попал в тетю девочки. На этом «роман» закончился, не успев начаться

Таня Ростовцева, когда выросла, вышла замуж за Юрия Никулина.


Олег Ефремов и Ирина Скобцева

В Школе-студии МХАТ Ефремов незамедлительно влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но девушка вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал сердце однокурснице Лилии Толмачевой, на которой вскоре женился. Брак просуществовал полгода. Актер влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла Димку в его дебютном спектакле «Димка-невидимка», к тому же злоупотреблял алкоголем. Законная жена не выдержала и ушла. Олег потом жалел об этом.

Вскоре после развода артист обнаружил у себя симпатию к еще одной коллеге. Антонина Елисеева была примой ЦДТ, в котором в тот момент служил Ефремов, к тому же старше актера на 10 лет, да еще и замужем за исполнителем роли принца в знаменитом советском фильме «Золушка». Но сердцу не прикажешь.


Олег Ефремов и Ирина Мазурук

В 1955 году Галина Волчек познакомила Олега Ефремова с 19-летней внучкой полярного летчика Ириной Мазурук. Официально регистрировать отношения пара не стала, но свадьбу сыграли. Вскоре Ирина родила дочь Анастасию. Правда, это не помешало артисту продолжать влюбляться во всех по очереди актрис собственного театра.

Во время первых же съемок в кино у Ефремова вспыхнул страстный роман с партнершей Ниной Дорошиной. В конце концов, Ирина не выдержала и тоже стала принимать ухаживания посторонних кавалеров, с некоторыми из них Олег Николаевич даже познакомился лично. Когда супруг окончательно ушел из семьи, Ирина попыталась покончить с собой. К счастью, женщину спасли.


Олег Ефремов и Нина Дорошина

С Ниной Дорошиной Олег Ефремов расставался не раз, но потом отношения опять возобновлялись. После одного из таких расставаний Дорошина вышла замуж за Олега Даля. Ефремов пришел к ним на свадьбу и объявил, что невеста любит его больше, чем жениха. Даль развелся с Дорошиной через пару месяцев.

В числе любимых женщин Ефремова значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская. Последнюю актер впервые увидел в Ташкенте, на гастролях, и был так поражен красотой «вечной Ассоль», что залез к избраннице в номер по балконам.


Анастасия Вертинская и Олег Ефремов

Анастасия сделала ремонт в квартире Ефремова и даже купила новую мебель, но Олег так на ней не женился и не дал главных ролей в театре. Роман с Мирошниченко тоже просуществовал недолго.

После картины «Продлись, продлись очарованье» народная молва женила Олега на Ие Саввиной. В фильме Ефремов сыграл директора завода на пенсии, а Саввина – его случайную знакомую.


Олег Ефремов и Ия Саввина

Последней официальной спутницей Ефремова в личной жизни в 1962 году стала Алла Покровская, дочь знаменитого театрального деятеля Бориса Покровского. Она родила сына Михаила и терпела измены своего знаменитого мужа дольше всех – целых 12 лет.


Олег Ефремов и Алла Покровская

Михаил Ефремов долго не мог выйти из тени своего знаменитого отца, но теперь он популярный и узнаваемый актер. Его сын Никита, внук Олега Ефремова, также пошел по тернистому пути служения Мельпомене.

Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей с Александром Калягиным, организовывает фестивали, редактирует журнал «Страстной бульвар, 10». Своим детям она поменяла фамилии после развода с мужем.


Олег Ефремов и его сын Михаил Ефремов

Сын Олег погиб в 2002 году. Дочь Ольга окончила Щукинское училище, снялась в картинах «Метод Фрейда», «Русский бес», «Корабль». Младший Викентий не дает СМИ повода говорить о себе.

Фильмография

Дебют Ефремова в кино состоялся в 1955 году. Актёр сыграл комсомольского организатора Узорова в киноленте «Первый эшелон». Участие в фильмах для Олега Николаевича было в новинку, однако он прекрасно справился. После успешного дебюта его стали часто приглашать на съёмки. Фильмы с его участием всё чаще начали выходить на большой экран.

Несмотря на то, что Ефремов играл персонажей разного плана, зрители всегда были впечатлены тем, как он вживается в каждую роль. Подберёзовиков в легендарной ленте «Берегись автомобиля», таксист Саша в мелодраматической картине «Три тополя на Плющихе» и другие не менее известные персонажи вышли у артиста очень живыми. В каких бы фильмах актёр ни снимался, он всегда вызывал бурю эмоций у зрителя.

Изначально режиссёр Рязанов позвал на роль Деточкина Ефремова, однако на пробах артист не мог подавить свой волевой нрав и на главную роль пригласили Смоктуновского.

Самыми известными фильмами в главной роли с Ефремовым являются «Три тополя на Плющихе», «Инспектор ГАИ», «Берегись автомобиля» и др.

Избранная фильмография Олега Ефремова:

  1. 1955 – Первый эшелон.
  2. 1957 – Рассказы о Ленине.
  3. 1958 – Шли солдаты…
  4. 1963 – Три толстяка.
  5. 1964 – Вызываем огонь на себя.
  6. 1966 – Айболит-66.
  7. 1966 – Берегись автомобиля.
  8. 1967 – Три тополя на Плющихе.
  9. 1968 – Ещё раз про любовь.
  10. 1969 – Гори, гори, моя звезда.
  11. 1971 – Ты и я.
  12. 1978 – Комиссия по расследованию.
  13. 1985 – Батальоны просят огня.
  14. 1995 – Ширли-мырли.

Уход из жизни

Когда смертельная болезнь настигла худрука театра, все его подчиненные знали об этом, но только не от самого Ефремова. Он не любил жаловаться.

Чтобы избегать осложнений, он пользовался специальным аппаратом для поддержания дыхания. Аппарат был с ним рядом не только дома, но и на работе, и в творческих командировках.

Со слов дочери, отец никогда не проходил курс лечения полностью. Как только ему становился легче, лечение забрасывалось. Даже находясь в больнице, он все время работал, что существенно влияло на процесс выздоровления. За год до того, как актера не стало, он прочел повесть Чехова «Моя жизнь», которая транслировалась на канале АТВ.

Метр покинул этот мир в мае 2000-го года. Его жизнь оборвалась из-за онкологического заболевания легких.

Считается, что своим творческим завещанием великий режиссер оставил постановку «Три сестры». Но незадолго до смерти он сотворил еще одно чудо – спектакль «Сирано де Бержерак». Хотя доводить до логического финала эту постановку уже пришлось Н. Скорику.

После смерти Ефремова художественным руководителем его родного МХТ им. Чехова стал О. Табаков, который был на этом посту до самой своей смерти в 2018 году.

Покоится знаменитый режиссер и актер, «отец» «Современника» Олег Ефремов на Новодевичьем кладбище. Его могила находится в мхатовском некрополе рядом с могилой великого русского писателя А. Чехова и выдающегося режиссера К. Станиславского – талантливых людей, творчеству которых он отдавал дань уважения всю свою жизнь.

Посмотрите видео. Олег Ефремов и его женщины. Кого на самом деле любил актер:

https://youtube.com/watch?v=7yOtBQWf328

Театр и кино

В ЦДТ Олег Ефремов сыграл немало главных персонажей. Критики отмечали высококлассную игру молодого актера и пророчили ему большое будущее. Интересен факт, что в скором времени ЦДТ стал одних из наиболее популярных московских театров.

Любопытно, что в 1949 г., сразу после окончания Школы-студии МХАТ, Олег начал преподавать в родном заведении. Стоит отметить, что он был ярым приверженцем системы Станиславского, которая в то время еще не пользовалась признанием.

В середине 50-х годов Ефремов поставил свой первый мюзикл «Димка-невидимка», который получил множество положительных отзывов от театральной элиты. Тогда же он начал искать единомышленников в отношении метода Станиславского, желая сформировать актерскую труппу.

Коллектив, изначально названный «Студией молодых актеров», был собран из учеников и выпускников Школы-студии МХАТ. В его состав входили такие еще малоизвестные артисты, как Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и Олег Табаков.

Именно так зарождался знаменитый «Современник», основателем которого являлся Олег Ефремов. Он был его художественным руководителем с 1956 по 1970 год. Театр пытался избавиться от советских «шаблонов», не боясь поднимать насущные проблемы современного общества.

На сцене ставились спектакли по пьесам современных авторов, включая опального Александра Солженицына. Интересен факт, что артисты выбирали репертуар путем коллективного голосования, а также всей труппой решали дальнейшую судьбу того или иного актера.

А если дело доходило до обсуждения художественного руководителя, Олег Николаевич покидал помещение, чтобы не стеснять артистов. «Современник» всегда стремился быть честным со зрителем. Примечательно, что в театре даже не было занавеса.

С каждым годом популярность «Современника» становилась все большей, вследствие чего в 1964 г. он наконец удостоился официального статуса театра и перестал называться студией. В 1970 г. Ефремову предложили должность худрука во МХАТе.

Артист принял предложение, посчитав это большой честью. Тем не менее, коллеги расценили его уход как предательство. На новом месте работы Олег Ефремов продолжал выступать как в качестве театрального режиссера, так и актера, постоянно участвуя в спектаклях.

Вскоре мужчине удалось вернуть МХАТу былую славу. Его труппа оказалась такой большой, что многим актерам приходилось оставаться в «запасе». В результате, в 1987 г. Ефремов решил разделить театр. Таким образом, он возглавил МХТ имени Чехова.

За годы творческой биографии Олег Ефремов снялся во многих известных картинах. На большом экране он впервые появился в военной мелодраме «Первый эшелон» (1955), в которой ему досталась одна из ключевых ролей.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

После этого Ефремов часто появлялся на киноэкране, играя как серьезных, так и комедийных персонажей. К примеру детям он запомнился по роли доктора Айболита в одноименном фильме-сказке «Айболите-66», премьера которого состоялась в 1966 г.

В том же году зрители увидели артиста в культовой кинокомедии «Берегись автомобиля!», где его партнером был Иннокентий Смоктуновский. Затем его фильмография пополнилась такими известными лентами, как «Три тополя на Плющихе», «Случая с Полыниным» и «Гори, гори, моя звезда».

В 70-е годы Ефремов часто снимался в телеспектаклях, включая «Вечно живые» и «Три сестры». Позднее ему достались главные роли в военной ленте «Батальоны просят огня» и комедии «Шофер на один рейс». В 90-х годах он продолжил появляться в кино.

Наиболее успешными работами того периода биографии считаются «Ширли-мырли» и «Сочинение ко дню победы». В последнем фильме его партнерами были Вячеслав Тихонов и Михаил Ульянов. Последний раз актер появился на телеэкране в сериале «Чехов и Ко» (1998).

Олег Ефремов в кино


Кадр из художественного фильма Татьяны Лиозновой «Три тополя на плющихе» (1968)

В отличие от многих коллег-режиссеров, Олег Ефремов никогда не оставлял актерскую деятельность. Он играл почти во всех спектаклях «Современника», исполнил 14 ролей во МХАТе и МХТ имени Чехова. Параллельно он снимался в кино, хотя поначалу с сомнением относился к этому виду искусства, считая, что такая работа губительна для таланта театрального актера.

Кинокарьера Ефремова началась в 1955 году: он сыграл Алексея Узорова в фильме «Первый эшелон». Это была роль идеального советского человека — комсомольца, примерного советского гражданина. После этого Ефремов не раз перевоплощался в подобных «правильных» героев — чекистов, партийных деятелей, сотрудников уголовного розыска. Сыграл он даже Феликса Дзержинского в фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине».

Однако зрители больше запомнили и полюбили лирические образы Ефремова. В 1965 году он сыграл в «Войне и мире» Федора Долохова — разжалованного офицера, красавца, повесу и любителя зло подшутить над окружающими. Следующей знаменитой ролью стал добрый доктор Айболит из детской сказки «Айболит-66».

В 1966 году вышла комедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» В ней Ефремов исполнил роль следователя Максима Подберезовикова, который в свободное от службы время играет в самодеятельном театре, а в кабинете у него вместо портрета Дзержинского висит изображение Станиславского. «С одной стороны, его актерской индивидуальности присущи черты, которые положено иметь следователю, то есть стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо. С другой стороны, в актере присутствовала самоирония, позволявшая ему играть как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу», — говорил Рязанов. А годом позже появился фильм «Три тополя на Плющихе», в котором актер сыграл таксиста Сашу.

Коллеги отмечали, что все свои роли Ефремов исполнял естественно и просто, легко вживаясь в образ. В театре он почти не пользовался гримом. Зрители ошибочно считали, что во всех героях-современниках актер просто играет самого себя, однако в кино он так же естественно «вошел» в образ Долохова. Это была собственная художественная традиция Ефремова — играть, практически не играя.

Последней работой Олега Ефремова в кино стал десятисерийный фильм «Чехов и Ко», вышедший в 1998 году. В нем актер исполнил сразу две роли — отца Саввы Жезлова в новелле «Святая простота» и помещика Камышова в истории «На чужбине».

Краткая биография Ефремова Олега – начало жизненного пути

Полное имя героя нашего повествования – Олег Николаевич Ефремов. Он родился в Москве в 1927 году, в первый день октября. Родителей звали: Николай Иванович и Анна Дмитриевна. Семья Ефремовых проживала в коммунальной квартире на Арбате.

Отец мальчика служил в системе ГУЛАГа бухгалтером. Олегу довелось рано познакомиться с миром уголовников. Часть отрочества будущего актера прошла среди воркутинских лагерей, т. к. отец какое-то время вынужден был служить там.

В школьные годы Олег Ефремов посещал драматический кружок в Доме пионеров. Руководителем той детской театральной группы была Г. Кудашова – бывшая ученица знаменитой студии Михаила Чехова.

Арбатскими друзьями Олега были: Александр Калужский – внук известного мхатовского актера и Сережа Шиловский – сын Елены Булгаковой, вдовы знаменитого писателя. Именно друзья детства уговорили Ефремова пойти учиться в Школу-студию МХАТа.

Вступительная комиссия сразу же обратила внимание на высокого талантливого паренька. Ефремов с легкостью сдал вступительные экзамены и стал студентом театрального вуза

Его педагогами и наставниками были Василий Топорков и Михаил Кедров.

Все годы учебы Олег Ефремов мечтал, что после окончания училища будет играть во МХАТе. Но юноше предстояло пережить большое разочарование: МХАТ не пригласил выпускника в свою труппу. Тогда это казалось Ефремову настоящей катастрофой.

Школьные годы

В 1935 году Олег пошел в первый класс школы № 9 в Староконюшенном переулке. В классе было сорок человек, в связи с этим на следующий год ребят расформировали, и Ефремов продолжил учебу в школе № 70. Он выделялся среди других учеников, даже одет был по-особенному, ходил не в бесформенных штанах, а в довольно дорогих и модных бриджах. Отличался от остальных учеников сильнейшим духом независимости, для Олега не существовало никаких предрассудков и страхов.

Он постоянно находил для себя занятия, был завсегдатаем в Доме Пионеров. Особенно нравилось Олегу заниматься в историческом кружке, он отлично знал историю Москвы, мог рассказать о любой улице. Когда родители подарили ему на день рождения фотоаппарат «Фотокор», юный Ефремов увлекся фотографией, снимал, проявлял, печатал.

Еще в начальной школе стали заметны его качества лидера, потом неоднократно Олега избирали старостой класса, председателем совета пионерского отряда. Ефремова любили и уважали все – одноклассники и учителя.

Но самым большим увлечением для Олега были сцена и театр. Вместе с двоюродным братом они постоянно устраивали какие-то постановки, делали из бумаги простенькие декорации и кукол. В журнале нашли детскую пьесу и поставили по ней спектакль. С этой постановкой успешно выступили на школьном вечере, после чего были выдвинуты на районный смотр художественной самодеятельности.

Когда началась война, отец Ефремова состоял на службе в ГУЛАГе на должности бухгалтера и работал в одном из лагерей Воркуты. Летом 1941 года туда же эвакуировались и Олег с мамой. За два года эвакуации юноша основательно познакомился с миром уголовников и лагерников и научился курить, эту вредную привычку так и не смог побороть до конца жизни.

В ЧЕМ ВИНОВЕН И КЕМ МОГ БЫ ГОРДИТЬСЯ

Под свое крыло в театре Ефремов когда-то собрал лучших артистов: Смоктуновский, Борисов, Калягин… А вот с Евгением Евстигнеевым, после многих лет сотрудничества и дружбы, поссорился.

Тот как-то снимался в кино, попросил отпустить с репетиции – Ефремов отреагировал резко: «Бросай ты уже эту ерунду!» Он не считал кино большим искусством. А Евстигнеев обиделся на пренебрежительный тон.

Олегу Ефремову ставили в вину и раздел МХАТа в 1987-м. А также уход из жизни, в том же году, кумира советских зрителей Леонида Харитонова (легендарный Солдат Иван Бровкин). Ефремов не давал ему ролей в театре, затем вовсе уволил. Харитонов слег с инсультом и больше не поднялся.

Худрук виновен или театральный мир с его суровыми законами? Вот мнение Надежды Птушкиной:

– Во время учебы в Школе-студии МХАТ я находилась довольно близко к театру, имела возможность наблюдать его быт, атмосферу. Самая простая и очевидная вещь заключалась в следующем: неадекватно огромная труппа штатных артистов. Пусть построили еще одну сцену. И что? Для такой труппы нужны стадионы!

Именно количество штатных единиц парализовало художественную деятельность Ефремова. Не знаю, было ли это наилучшее решение – разделить труппу. Но не было озвучено никакого другого возможного выхода…

Да, раздел МХАТа – самая большая катастрофа в жизни российского театра XX века. Но умер Ефремов – и умер МХАТ. Увы, не осталось достойных учеников такого масштаба. Но! Остался Михаил Олегович Ефремов. На мой взгляд – лучший артист нашего времени. И если ему повезет с репертуаром, Михаила с полным правом можно будет назвать гениальным артистом. Вообще, Михаил Ефремов – это лучшее, что оставил нашему театру Олег Ефремов…

Фото Б. Кремера.

МХАТ

В 1970 году Ефремов стал главным режиссером МХАТ. Он серьезно взялся за реформирование Художественного театра, стараясь возвратить его к традиции русской психологической школы.

Под крышей театра стали собираться талантливые актеры: пришли некоторые «современниковцы». Олег Николаевич пригласил Андрея Попова, Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Татьяну Доронину.

После разделения труппы в 1987 году Олег Николаевич стал главным режиссером сцены МХАТа в Камергерском переулке (с 1989 года – МХАТ имени А.П.Чехова).

За тридцать лет в Художественном театре он поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14 из них.

На сцене МХАТа Ефремов возобновил легендарные «Три сестры» В. И. Немировича-Данченко, поставил «Иванова», «Чайку», «Вишневый сад», «Дядю Ваню», в котором сам сыграл Астрова.

Следуя мхатовским традициям, ставил и Максима Горького.

Олег Ефремов приглашал в театр талантливых режиссеров: Анатолия Эфроса, Льва Додина, Каму Гинкаса, Марка Розовского, Анатолия Васильева, Романа Виктюка.

Творчество

Мало кто знает, что Ирина Мазурук — актриса. Биография этой женщины содержит информацию о том, что 1947 году 10-летняя Ира сыграла роль в картине «Мальчик с окраины». К сожалению, она стала последней в ее кинокарьере, и больше Мазурук не получала предложений сняться в кино. Зато она написала несколько сценариев к художественным картинам. Из них наибольший успех у зрителей имел фильм «Деревенский детектив». Он был снят по произведению, автором которого был супруг Мазурук — Виль Липатов.

Комедия рассказывала о жизни участкового милиционера Анискина (роль исполняет Михаил Жаров), который расследует «преступление века» — кражу аккордеона из сельского клуба. Подозрение падает на кавалера продавщицы сельпо.

Личная жизнь

Помимо кино и театра у Олега Николаевича была еще одна страсть – женщины. Под его чары попали многие знаменитые актрисы – Нина Дорошина, Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Антонина Елисеева, Ирина Мирошниченко, Ирина Скобцева. Про немой взгляд Ефремова ходили легенды, поговаривали, что ни одна женщина не могла устоять, глядя в его глаза.

Но все романы актера заканчивались также внезапно, как и начинались, потому что ни семью, ни любовные отношения он не ставил на первое место, главной в жизни Ефремова была работа. Иногда он решал остепениться и заводил семью, однако все три брака закончились разводами.

Олег Ефремов с женой Аллой Покровской

Перовой супругой Ефремова была актриса Лилия Толмачева. Вместе они прожили полгода, но смогли сохранить дружеские отношения, Лиля долгое время оставалась одной из ведущих актрис в «Современнике».

Второй брак был гражданским со сценаристом и педагогом ВГИКа Ириной Мазурук. У пары родилась дочь Настя, она получила образование театрального критика, сейчас является Президентом Благотворительного фонда Олега Ефремова. Дочь Насти Оля пошла по дедушкиным стопам и стала актрисой. Ирина Мазурук после расставания с Ефремовым пыталась покончить жизнь самоубийством, но ее спасли.

В 1962 году Олег Николаевич связал себя узами брака третий раз с актрисой Аллой Покровской. В 1963 году у пары родился сын Михаил (сейчас он актер и театральный режиссер, телевизионный ведущий, Заслуженный артист РФ). У Михаила шестеро детей, старший сын Никита продолжил династию Ефремовых и стал актером. Алла Покровская дольше всех других женщин терпела измены мужа. Прожив с Олегом двенадцать лет, она не выдержала и подала на развод.

Художественный руководитель МХАТа


Олег Ефремов. Фотография: kino-teatr.ru

Второй шанс попасть во МХАТ представился Олегу Ефремову спустя 21 год: 7 сентября 1970 года его назначили главным режиссером МХАТа. Вслед за ним пришли из «Современника» и некоторые его ученики — Евгений Евстигнеев, Андрей Попов, Александр Калягин. Знаменитый театр переживал тогда не лучшие времена: в труппу входили около 150 артистов, часть из которых вообще не бывала занята в спектаклях, но получала зарплату наравне с часто играющими актерами. Зрители шли во МХАТ неохотно, предпочитая «Таганку» или «Ленком». В развитии театра наступила эпоха застоя.

За первый год работы Ефремов лично поговорил с каждым актером и сделал вывод: «Я понял, что многие мхатчики имеют одну сверхзадачу — сохранить собственный покой». После этого начались реформы: новый художественный руководитель вводил в репертуар пьесы, которые раньше не ставили, учредил «совет старейшин», состоявших из наиболее опытных актеров, старался занять в спектаклях как можно больше артистов. В первых девяти постановках обновленного театра участвовала почти вся труппа.

В 1971 году Ефремов поставил спектакль «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина. Эта постановка еще соответствовала традициям «Современника» — простоте восприятия, иллюзии непосредственного общения со зрителем. Во МХАТе тогда появлялись другие пьесы — острые, злободневные истории из советской жизни. К ним относились произведения драматурга Александра Гельмана, к которым позже обращался Ефремов, — «Обратная связь», «Заседание парткома», «Наедине со всеми».

Не уходила из репертуара и классика — «Чайка», «Дядя Ваня» и «Три сестры» Антона Чехова, «Последние» Максима Горького. Ефремов не боялся экспериментировать с постановками: менял местами эпизоды, смещал акценты, выводил на первый план второстепенных героев. Часто с ним работали приглашенные режиссеры: Анатолий Эфрос ставил во МХАТе «Тартюфа», Лев Додин — «Господ Головлевых» по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина. Ефремов сотрудничал не только с именитыми театральными деятелями, но и с начинающими режиссерами — Камой Гинкасом, Романом Виктюком, Марком Розовским.

Тем временем в театре назревал раскол. Труппа снова стала слишком многочисленной, Ефремову приходилось ставить множество мелких проходных спектаклей, которые мало интересовали публику, но позволяли занять большую часть актеров. Артисты с небольшой занятостью считали, что их несправедливо оценивают. Для некоторых это стало причиной ухода из театра: так покинули МХАТ Георгий Бурков и Алексей Петренко.

Постепенно труппа разделилась. Чтобы сгладить конфликт, в 1987 году Олег Ефремов предложил создать два автономных подразделения театра — основной МХАТ в Камергерском переулке и филиал на улице Москвина. Но в результате образовались два независимых друг от друга коллектива: МХТ имени Чехова, руководителем которого остался Ефремов, и МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина.

Смерть

На следующий день Ефремов почувствовал себя неважно, но от вызова врача отказался, решил просто отлежаться… Вечером в квартиру зашла его помощница Татьяна Горячева. Заглянула в гостиную — на столе чашка с недопитым чаем

Постучала в спальню. Не дождавшись ответа, открыла дверь. «Он лежал на кровати, спокойный, тихий, я дотронулась до руки — как лед», — рассказывала Татьяна. Рядом лежала раскрытая книга Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Приехавшие медики констатировали смерть 72-летнего актера. Когда именно умер Олег Николаевич, неизвестно, но у его сына Михаила ровно в 13:45 24 мая 2000 года остановились наручные часы. Возможно, в эти минуты отец и отошел в мир иной.

Похоронить Олега Ефремова сразу не получилось — труппа его театра была на гастролях на Тайване. Коллеги хотели присутствовать на прощании и просили подождать. 31 мая 2000 года к зданию театра в Камергерском переулке было не подойти из-за моря цветов. Тысячи поклонников пришли проводить в последний путь своего кумира. А вместе с ними — Сергей Юрский, Елена Коренева, Виталий Соломин, Юрий Любимов, приехал даже президент Владимир Путин.

Когда гроб вынесли из театра, чтобы везти на Новодевичье кладбище, небо внезапно затянулось свинцово-серыми тучами. В ту же минуту послышались раскаты грома, начался проливной дождь…

Спустя два года, желая отпраздновать день рождения режиссера, Галина Волчек устроила в театре небольшое торжество для своих. Гости были поражены: весь вечер над сценой, где выступали артисты, летала удивительной красоты бабочка.

Позже кто-то из присутствовавших поинтересовался у энтомолога: неужели бабочек можно увидеть в октябре? Тот заверил, что это маловероятно. Тем более под жаром софитов она бы наверняка погибла. Может, душа Олега Николаевича заглянула на огонек?..