Ип ман — ip man

Все части фильма Ип Ман смотреть онлайн бесплатно

Краткое описание всех частей:

Ип Ман 1 (2008)

Ип Ман – настоящий мастер кунг-фу, которого знают все жители, проживающие в Фошане. Этого город прежде всего известен множество школ боевых искусств. Несмотря на то, что Ип Ман признается одним из самых сильных бойцов в городе, у него нет собственной школы. Более того, он не желает обучать новичков и только предпочитает провести хороший спарринг со своими давними приятелями. Наступает тяжелый период для Китая – воинственным японцам удалось практически оккупировать чужое государство. Но даже в столь непростых условиях жизни Ип Ман всегда помнит о чести и достоинстве, которыми научил его кунг-фу…

Ип Ман 2 (2010)

Вторая мировая война окончена, однако Китай по-прежнему находится в затруднительном положении. Ип Ман решает наконец-то открыть собственную школу боевых искусств. Вот только так быстро освоиться в этой сфере деятельности оказалось не просто, ведь поначалу герою предстоит заслужить уважение представителей соседних школ кунг-фу. Кроме этого, председатель ассоциации сразу не возлюбил Ип Мана. Параллельно с этим в Китай все больше приезжают британские туристы, многие из которых совершенно не чтят местные законы и традиции. Это посеяло хаос в Гонконге и привело к множеству проблем.

Ип Ман: Рождение легенды (2010)

С раннего возраста Ип Ман вместе со своим братом Е Тяньцы изучал навыки боевых искусств у авторитетного на тот момент мастера Чэнь Хуашуня, проживающего в городе Фошань. Прошло много лет, мастер Чэнь Хуашуня скончался, но Ип Ман не забросил обучение и продолжил тренироваться у старшего ученика своего бывшего тренера. Позже Ип Ман принял решение переехать в Гонконг, где и продолжил заниматься своим любимым делом, но уже без своего брата и без своих товарищей. Проживание в Гонконге главному герою давалось не легко, так ему постоянно приходилось справляться с отрицательным давлением со стороны иностранцев…

Ип Ман: Последняя схватка (2013)

Гонконг переживает не простые послевоенные времена. Ситуация в городе очень напряженная, преступность стремительно растет вверх. Ип Ман, решив проблемы, связанные с соперничеством между множеством существующих стилей кунг-фу, неожиданно втягивается в криминальный мир. Главному герою ничего не остается, кроме как отстаивать свою честь и честь своих близких друзей. Его жизнь находится в большой опасности, поэтому придется вновь применить все свои боевые навыки в последнем, решающем бою. Чем закончится противостояние Ип Мана с бандитами неизвестно, но отступать никто не собирается…

Ип Ман 3 (2015)

Мастер Ип Ман живет спокойной и размеренной жизнью, однако обстоятельства вновь вынуждают его применить вин-чун для решения назревших проблем. Дело в том, что в городе образовалась банда преступников, которые были крайне беспощадны и жестоки к простым людям. Поначалу они хотели «подмять» под себя местную школу, но со временем их планы стали куда серьезнее. Теперь гангстеры стремятся захватить власть во всем городе, и только Ип Ману под силу справиться с такими опасными злодеями. Великий мастер не может бросить мирных жителей в беде, поэтому решает бросить преступникам вызов, и вскоре завязывается настоящее противостояние.

Ип Ман 4 (2019)

На дворе 1964 год. Ип Ман, будучи уже пожилым мужчиной, узнает, что болен раком. Его сын был отчислен из школы из-за новой устроенной им драки. Тем временем, Ип Ман получает от своего ученики Брюс Ли приглашение на чемпионат по карате, которые проводится в Сан-Франциско. Великий мастер с радостью принимает это приглашение и отправляется в США, где в тоже время надеется подыскать для сына достойную школу. Оказывается, здесь невозможно попасть в частную школу не по знакомству или без больших денежных вложений. Более того, местные мастера кунг-фу презирают Брюс Ли из-за того, что тот обучает «белых» боевыми искусствами и является одним из символом кунг-фу в Америке.

Трансляции

Область Сеть Дата (даты)
Китай Шаньдун ТВ 24 февраля — 9 марта 2013 г.
Малайзия Астро по запросу 11 марта — 17 мая 2013 г.
Австралия TVBJ 12 марта 2013 г. —
Гонконг Драма 2 10 июня 2013 г. —
Сингапур ВВ Драма 20 июля 2013 г. —
Китай Сычуань ТВ 1–25 августа 2013 г.
Китай Гуйчжоу ТВ 1–25 августа 2013 г.
Китай Хэнань ТВ 1–25 августа 2013 г.
Китай Синьцзян ТВ 1–25 августа 2013 г.
Китай CCTV-1 19 августа 2013 г. —
Южная Корея АзияN 11 сентября 2013 г. —
Тайвань ETTV фильм 11 января 2014 г. —
Китай Шэньси ТВ 12 мая 2014 г. —
Таиланд True4U 5 октября 2014 г. —
Гонконг HD Джейд Презентация TVB по продажам 2014
Индонезия Trans7 20 июля — 11 сентября 2015 г.

Одарённый ученик Чан Ваа Суня

Отец Ип Мана происходил из богатой аристократической семьи коммерсантов. Их семья была известной и влиятельной в Фатсаане. У них был большой двор на улице Фу Юань (Фук Юнь 福渊), в переводе означающей «улица счастья и учёности». Домочадцы семьи Ип занимали большую площадь с двумя симметричными рядами домов старой постройки, по 20 домов вдоль улицы с каждой стороны, точно Муниципальный правительственный дом.

Наследственный храм клана Ип был расположен в центре. Это был храм, в котором долгое время проживал и обучал искусству Вин Чунь известный Мастер Чань Ваа Сунь.

В возрасте 9 лет Ип Ман был принят учеником Мастера Чань Ваа Суня. Перед этим Ип упорно учился, всё свободное время он занимался каллиграфией, писал поэмы и наблюдал за тренировками учеников Мастера Чаня. День за днём его интерес к Вин Чунь всё возрастал. Наконец, он пошёл прямо к Мастеру Чань Ваа Суню и попросил принять его в группу. Мастер вначале решил, что желание Ипа несерьёзно и шутливо сказал, что каждый мальчик для зачисления в ученики должен заплатить три серебряные монеты. Услышав это, Ип побежал домой с радостью и надеждой. Вскоре он возвратился и принёс три серебряные монеты. Мастер Чань удивился и спросил, откуда он взял деньги.

Мальчик ответил, что он давно знал про эти монеты для поступления и начал собирать деньги несколько лет назад. Мастер не поверил мальчику, решив, что он украл деньги. Не возвращая денег, он сказал: «Если ты хочешь получить деньги обратно, пускай придёт твоя мать и подтвердит, что деньги действительно принадлежат тебе». Ип Ман поторопил свою мать прийти к учителю. Увидев мать мальчика, Чань Ваа Сунь сказал: «Я не сомневался в происхождении денег, я хотел только поговорить с матерью персонально, согласна ли она, что бы её сын занимался Кунфу у меня. Мальчик очень способный, я заметил, как он наблюдает за нами долгое время. Если он последует за мной, он достигнет больших успехов в боевых искусствах». Мадам Нг было очень приятно слышать это, и она ответила, что если Чань Ваа Сунь примет её сына, она не будет этому препятствовать.

С этого времени Ип стал самым юным и фактически последним учеником Чань Ваа Суня. Мастер Чань умер, когда Ип Ману было тринадцать лет. В последние минуты жизни Мастер Чань позвал своего старшего ученика Нг Чун Со и сказал: «Ип Ман — хороший мальчик и одарённее других, он один из тех, кто может успешно продолжать традиции Вин Чунь. Жаль, что я не могу остаться дальше. Отныне ответственность за его обучение ложится на тебя. Сделай эту услугу ему». Нг Чун Со пообещал Мастеру учить Ип Мана и своё слово сдержал.

Два года Ип Ман обучался у Нг Чун Со. После этого он переехал в Гонконг продолжать образование в колледже св. Стефана в Стэнли. Однажды он был представлен Мастеру Леун Бику, сыну Леун Цзааня, Учителя Мастера Чань Ваа Суня. Леун Бик был тогда владельцем известной шелковой компании в западной части Гонконга. Доброта Ип Мана и его отношение к учебе покорили Леун Бика, и он решил обучить его всему, что знал сам. Позже Ип Ман говорил, что получил фундаментальные навыки от мастера Чань Ваа Суня, а отточил мастерство и взял изощренные техники у Леун Бика

Когда Ип был молод, он уделял большое внимание, внешней форме движений, не задумываясь над их внутренним содержанием

Но позже он понял, что в приемах Вин Чунь важное значение имеют теория и ее практическое применение

Мастер Ип Ман стал знаменитым ещё в молодости. Но ему пришлось прервать занятия, потому что во время войны он пошёл служить в армию. После войны он вернулся в родные места и занял пост капитана полицейских патрулей в Намхое, где служил несколько лет. Будучи Мастером боевых искусств и капитаном полиции, он не был заносчивым и высокомерным. Напротив, он одевался скромно, и выглядел культурно и грациозно. Он редко носил пистолет, чувствуя себя отлично вооруженным боевым искусством Вин Чунь. За время службы на посту капитана полиции, Вин Чунь Кунфу много раз помогало Мастеру Ип Ману достойно выходить из трудных ситуаций.

Вклад в развитие боевых искусств

Трудно переоценить вклад Ип Мана в распространение и популяризацию Вин Чунь Кунфу. Именно он впервые отказался от закрытой клановой системы передачи знаний и стал брать учеников, оценивая лишь их способности и не придавая значения родственным или дружеским связям. В результате Вин Чунь стал чрезвычайно популярен в Гонконге, а вскоре был разнесен учениками Ип Мана по всему Свету.

С одним из его учеников, Брюсом Ли, связывают всплеск интереса к Кунфу в Европе и Америке в 70-е годы XX века: до той поры Западный мир был хорошо знаком с японскими боевыми искусствами, но не с китайскими. В то же время в самом Китае в результате Культурной революции традиционные боевые искусства оказались в опале, многие мастера подверглись жестоким репрессиям. И если сегодня спортивное Ушу активно поддерживается и пропагандируется китайским правительством, то случилось это во многом благодаря его популярности за пределами Китая. При этом конечно нужно понимать, что традиционная школа Кунфу и современная секция Ушу по сути между собой не имеют практически ничего общего, кроме внешних движений.

Патриарх Ип Ман — форма Мук Янь Чжон

Известно, что Ип Ман всю свою жизнь модифицировал и развивал технический арсенал Вин Чунь, но здесь его личный вклад определить трудно — в первую очередь потому, что многие из его учеников и дальше продолжали видоизменять технику, в результате практически невозможно найти так называемый «чистый» Вин Чунь Ип Мана, тем более невозможно найти для сравнения образец Вин Чунь его Учителей. В целом Ип Ман всё же преподавал традиционный Вин Чунь и никогда не претендовал на создание собственного стиля. Если же Ип Мана называют иногда основателем современного Вин Чунь, то это в первую очередь связано с его вкладом в теорию и методику преподавания этого вида боевого искусства.

Сегодня Вин Чунь известен как компактный и рациональный стиль: вместо заучивания непонятных движений ученику с самого начала предлагается небольшой набор принципов, исходя из которых он в дальнейшем может оценивать правильность исполнения и пригодность тех или иных технических действий. При этом теория Вин Чунь формулируется в рациональных терминах, таких как «центральная линия», «уход с линии атаки», и так далее. Но в начале XX века в Вин Чунь, как и в других стилях китайского Кунфу, господствовала эзотерическая терминология, присутствовало также и подражание повадкам животных. Ип Ман придал системе Вин Чунь ее современную стройность и практически очистил методику преподавания этого стиля от религиозно-мистических и «звериных» элементов, как будто предвидя, что следующие поколения практикующих Вин Чунь не будут знакомы ни с традиционными религиями Китая, ни с повадками представителей местной фауны.

ВТАА Гонконг

Незадолго до конца своей жизни Ип Ман решил создать ассоциацию, способную объединить его многочисленных учеников. Сегодня такой шаг может показаться естественным, но в 1967 году его «Гонконгская атлетическая ассоциация Вин Чунь» Гонконг Вин Чунь Кюэнь Тай Юк Вуй (Сянган Юн Чунь Цюань Ти Юй Хуэй 香港詠春拳體育會) стала первой официально зарегистрированной в Гонконге организацией, ставящей своими задачами распространение и развитие боевого искусства. Ассоциация давно превратилась в международную, число её членов постоянно растёт.

Ранние годы

Ип Ман родился как Ип Кай-ман (葉繼 問) у Фиты (葉 靄 多) и Нг Шуй (吳瑞) как третий из четырех детей. Он вырос в богатой семье в Фошане (Fatshan), Гуандуне (Kwangtung) и получил традиционное китайское образование вместе со своим старшим братом Ип Кай- гаком (葉繼 格), старшей сестрой Ип Ван-мэй (葉 允 媚) и младшей сестрой. Ип Ван-хум (葉 允 堪).

Ип начал изучать Вин Чун у Чана Ва-шуна, когда ему было 9 или 13 лет. Чану было 57 в то время, и Ип стал 16-м и последним учеником Чана. Из-за возраста Чана он смог тренировать Ип всего три года, прежде чем перенес легкий инсульт в 1909 году и удалился в свою деревню. Ип научился большей части своих навыков и техник у второго по старшинству ученика Чана, Нг Чунг Сока (吳仲 素).

В возрасте 16 лет, с помощью своего родственника Люн Футтинга, Ип переехал в Гонконг, где он учился в школе Св. Стефана , средней школе для богатых семей и иностранцев, живущих в Гонконге. Через шесть месяцев после переезда в Гонконг одноклассник Ипа по имени Лай сказал ему, что друг отца Лая, который был экспертом в техниках кунг-фу , жил с ними, и предложил провести дружеский спарринг с Ипом. В то время Ип не был побежден, поэтому с радостью принял вызов. Он пошел в дом Лая в воскресенье днем ​​и, обменявшись короткими любезностями, вызвал человека на дуэль. Этим человеком был Люнг Бик, и он легко победил Ип Мана. Недоверчивый к скорости, с которой ему противостояли, Ип потребовал второй дуэли и был снова избит, так же жестко. Обескураженный своим поражением, Ип ушел, не сказав ни слова, а впоследствии был настолько подавлен, что даже не осмелился упомянуть, что знает кунг-фу. Неделю спустя Лай сказал ему, что человек, с которым он дрался, спрашивает о нем. Ип ответил, что он был слишком смущен, чтобы вернуться, после чего Лай сказал ему, что Люнг Бик высоко оценил его техники кунг-фу и что он был сыном Люн Яна , который обучал мастера Ипа Чан Вах-шуна . Ип продолжал тренироваться с Леунг Биком до самой смерти Люна в 1911 году.

Ип вернулся в Фошань в 1916 году, когда ему было 24 года, и стал там офицером полиции националистического правительства . Он обучал Вин Чун нескольких своих подчиненных, друзей и родственников, но официально не руководил школой боевых искусств.

Он женился на Чун Винг-синге, и у них было несколько детей: сыновья Ип Чун и Ип Чинг, а также дочери Ип Нга-сум (葉 雅 心) и Ип Нга-вун (葉雅媛).

Ип был членом Гоминьдана , и, по слухам, он присоединился к Центральному бюро расследований и статистики в его академии в Гуйчжоу в 1938 году, после чего вернулся бы в Фошань в качестве тайного офицера разведки. Однако правдивость этого оспаривается.

Ип переехал жить с Квок Фу во время Второй китайско-японской войны и вернулся в Фошань только после войны, где возобновил свою карьеру в качестве полицейского. Ип нашел время обучать своего второго сына Ип Чинга в 1949 году. В конце 1949 года, после того как Коммунистическая партия Китая выиграла гражданскую войну в Китае , Ип был членом Гоминьдана, Ип, его жена и их старшая дочь Ип. Нга-сум уехал из Фошаня в Гонконг .

Бросать

  • Донни Йен в роли Ип Мана ( кит .問), скромного китайского мастера Вин Чун, родом из Фошани .
  • У Юэ — Ван Цзунхуа ( кит .宗 華), председатель Китайской благотворительной ассоциации (CBA) и мастер тайцзи .
  • Ваннесс Ву — Хартман Ву ( китайский : 吳 赫 文), старший сержант Корпуса морской пехоты США и ученик Брюса Ли.
  • Скотт Адкинс в роли Бартона Геддеса, сержанта-артиллериста морской пехоты США и эксперта по карате .
  • Кент Ченг — Толстяк Бо ( кит .波), друг Ип Мана.
  • Дэнни Чан — Брюс Ли ( китайский :李小龍), владелец школы боевых искусств в Сан-Франциско и ученик Ип Мана.
  • Саймон Шиямба в роли Билли, офицера INS и ученика Брюса Ли.
  • Нго Ка-нин в роли Лян Гэня ( китайский :梁 根), друга Ип Мана и репортера.
  • Крис Коллинз в роли Колина Фратера, Сенсея Каратэ Корпуса морской пехоты США.
  • Ванда Марграф в роли Йоны Ван ( китайский :萬 若男), дочери Ван Цзунхуа.
  • Джим Лю — Ип Чинг ( китайский :葉 正), второй сын Ип Мана.
  • Луи Тинг — Лао Тин (кит .: 老丁), сын Стива.
  • Ло Ман, как Ло Чун-тин ( китайский :羅 駿 霆), друг Ип Мана и мастер обезьяньего кунг-фу .
  • Грейс Энглерт в роли Бекки Уолтерс, дочери Эндрю и Габриель, которая издевается над Йоной на расовой почве.
  • Эндрю Лэйн в роли Эндрю Уолтерса, офицера INS, отца Бекки и мужа Габриель.
  • Никола Стюард Хилл в роли Габриэль Уолтерс, матери Бекки и жены Эндрю.
  • Линда Джин Барри — директор школы.
  • Марк Стрэндж как чемпион по карате
  • Dbo Funds как рэпер

Кроме того, несколько актеров появляются в эпизодических образах как персонажи из предыдущих фильмов в эпизоде ​​ретроспективного кадра из архивных материалов, в том числе Линн Хунг в роли Чунг Винг- Синг ( китайский :張永成), покойной жены Ип Мана; Гордон Лам в роли Ли Чиу ( китайский :李 釗), полицейского из Фошаня ; Хуан Сяомин — Вонг Люн ( кит .梁), первый ученик Ип Мана; Саммо Хунг в роли Хун Чун-нам ( кит . :洪震南), мастера Хун Га ; Майк Тайсон в роли Фрэнка, американского застройщика; Сарут Ханвилай в роли Сушарта, тайского боксера; Чжан Цзинь в роли Чун Тин-чи ( кит .張 天 志), мастера Вин Чун , которого Ип Ман победил на дуэли; Даррен Шахлави в роли Тейлора «Твистер» Миллера, английского чемпиона по боксу, которого победил Ип Ман; и Саймон Ям в роли Чоу Чинг-чуен ( кит . :周清泉), старого друга Ип Мана.

Медиа-изображения

В 1976 фильме Брюс Ли: Человек, Миф , старший сын Ип человека Ip Chun изобразил свой отец в незначительной роли Брюс Ли «s Wing Chun Сифа .

Ип Ман изображался Ван Лоюном в фильме « Дракон: История Брюса Ли»   в американском биографическом драматическом фильме 1993 года, основанном на жизни Брюса Ли, который был одним из учеников Ипа.

В фильме 1999 года « Что ты собираешься делать», Сай Фунг? ( он же 1959 某 日 某), его сын Ип Чун снова изобразил его как особую внешность.

Ю Чэнхуэй изобразил Ип Мана в китайском телесериале 2008 года «Легенда о Брюсе Ли» , который также был основан на жизни Брюса Ли.

«Ип Ман» , гонконгский фильм, основанный на жизни Ип Мана, с Донни Йеном вглавной роли вроли мастера боевых искусств, был показан в кинотеатрах в 2008 году. В фильме есть ряд вольностей, связанных с жизнью Ипа, часто для драматического эффекта. Старший сын Ипа Ип Чун появляется в фильме и работал консультантом в постановке, которая фокусируется на жизни Ипа в период с 1930-х по 1940-е годы во время Второй китайско-японской войны .

Продолжение « Ип Ман 2» посвящено истокам Ипа в Гонконге и его ученикам, включая Брюса Ли. Ип Ман научил многих других людей. На фоне всплеска кинопроектов, связанных с Ип Маном, в марте 2010 года Донни Йен заявил китайским СМИ, что после Ип Мана 2 он больше не будет играть мастера Вин Чун, заявив: «Я никогда не прикоснусь ни к каким фильмам, связанным с Ип Ман. Это будет мой последний фильм на эту тему. Как только что-то станет успешным, все будут подпрыгивать, это очень пугает. Знаете ли вы, сколько фильмов об Ип Мане сейчас в производстве? В таких условиях мы бы не стали прогресс, это приведет только к перенасыщению предмета «.

Еще один фильм Hong Kong основанный на жизни Ип Мана, который называется The Legend Is Born — Ip Man , был выпущен в июне 2010 года Херман Яу режиссером фильма и снялся Деннису , как Ип Ман и семнадцати группы Вэнь Junhui как его младший коллега. Ип Чун особенно фигурирует в фильме в роли Леунг Бика.

В фильме 2010 года Брюс Ли, мой брат , Ип Ман изображался Вонг Чи-ваем.

Вонг Кар-Вай «S Гроссмейстер является 2013 фильм с участием Тони Люн , как Ип Ман. Фильм больше концентрируется на конце эпохи в истории китайских боевых искусств, когда разразилась Вторая китайско-японская война . Он был создан в почти биографическом стиле, подчеркивая части истории. В отличие от других проектов, связанных с Ип Маном, «Грандмастер» — это более рефлексивный фильм, в котором больше внимания уделяется размышлениям и философии между боевыми искусствами и жизнью, а также путешествию Ип Мана с начала 1930-х до начала 1950-х годов.

Китайский телесериал 2013 года « Ип Ман» , основанный на жизни Ип Мана, впервые был показан по телеканалу Shandong TV с конца февраля до середины марта 2013 года. Режиссер Фань Сяотянь и Кевин Ченг в главной роли в роли одноименного персонажа, а Чжоу Цзянань — в роли главного героя. младший аналог.

Гонконгский фильм 2013 года « Ип Ман: Последний бой» , снятый Германом Яу с Энтони Вонгом в роли Ип Мана, посвящен дальнейшей жизни Ипа в Гонконге. Кевин Ченг из телесериала 2013 года « Ип Ман» в роли молодого Ип Мана появился в качестве гостя. Ип Чун сыграл эпизодическую роль в фильме. Этот фильм также фокусируется на преданности учеников Ип Мана своему учителю.

Несмотря на заявление Йена в марте 2010 года о том, что он больше не хочет участвовать в будущих фильмах, связанных с Ип Маном, 24 декабря 2015 года был выпущен новый фильм из того же сериала, Ип Ман 3 , где Йен снова повторил свою роль Ип Мана. . В комедийном боевике 2018 года « Лига кунг-фу» Деннис То вернулся в роли Ип Мана вместе с тремя другими мастерами боевых искусств Вонг Фей-хун , Хо Юаньцзя и Чен Чжэнь , которые пронеслись сквозь время, чтобы преподавать боевые искусства по современным комиксам. художник попал в любовный треугольник. Позже в фильме он показывает, что на самом деле он самозванец, Ип Бит Ман.

В фильме 2019 года « Ип Ман и четыре короля» его сыграл Майкл Тонг . В этом фильме он должен сразиться с Четырьмя Королями, прежде чем он сможет противостоять банде торговцев людьми и отомстить за смерть одного из своих учеников.

В фильме 2019 года « Ип Ман: мастер кунг-фу » Деннис То снова исполнил роль Ип Мана, действие которого разворачивается во время его службы в полиции в Гуанчжоу перед началом коммунистической революции в Китае в 1949 году.

Донни Йен в последний раз повторил свою роль Ип Мана в « Ип Мане 4» , в котором Ип Ман приезжает в Сан-Франциско, чтобы найти школу для своего сына, который сам борется с раком. Фильм вышел 20 декабря 2019 года.

Авторство легенды о возникновении Вин Чунь

Существует множество версий популярной легенды о возникновении стиля Вин Чунь, которые отличаются друг от друга в деталях, но совпадают в следующих ключевых моментах. В качестве источника исходного знания называется монастырь «Южный Шаолинь» Наам Сиу Лам (Нань Шаолинь 南少林)— не тот храм Шаолинь, что благополучно просуществовал до XX-го века, а его монастырь-побратим, по легенде находившийся в провинции Фуккинь (Фуцзянь 福建) и разрушенный маньчжурскими правителями Китая не то в XVII, не то в XVIII веке.

Восстановленный монастырь Наам Сиу Лам в наши дни

Далее, система Вин Чунь приобретает законченный вид под впечатлением от боя двух животных: журавля и змеи. И наконец, у истоков стиля мы видим двух женщин: монахиню и её ученицу, простую деревенскую девушку, по имени которой стиль впоследствии и был назван.

Сохранился автограф Ип Мана этой легенды. На первый взгляд написанный им текст может показаться сжатым пересказом полных, изобилующих живописными подробностями версий, однако в действительности ситуация скорее противоположна: никаких более ранних текстов этой легенды кажется не существует. Трудно определить, в какой мере при написании своего варианта Ип Ман опирался на сведения, полученные им в детстве от первого учителя Чань Ва Суня, а в какой пользовался собственной фантазией. Тем не менее именно он придал легенде вид короткого связного рассказа и умело стилизовал его в соответствии с негласным каноном на произведения такого рода. В результате его версия происхождения стиля сначала была безоговорочно принята сообществом Вин Чунь, а затем стала даже обрастать дополнительными подробностями.

История возникновения стиля Вин Чунь, записанная рукой Патриарха Ип Мана

Несмотря на постоянно предпринимаемые современными исследователями попытки разобраться в исторических корнях стиля Вин Чунь, рассказанная Ип Маном легенда до сих пор остаётся не подтвержденной, но и не опровергнутой — как впрочем и всё, что имеет отношение к мифическому монастырю «Южный Шаолинь». В интернете можно встретить приукрашенные варианты этой легенды, выдаваемые за подлинную историю Вин Чунь, при этом первоисточник — текст Ип Мана — как правило не упоминается. Элементы рассказанной Ип Маном легенды легли в основу сценария вышедшего в 1994 году фильма «Вин Чунь».

Воспоминания Брюса Ли

В своей книге “Брюс Ли: Человек, которого знала только я” (bruce lee: the man only i knew, warner books, 1975) Линда Ли приводит текст эссе, написанного её мужем для учительницы английского языка в 1961 году. Эссе ясно иллюстрирует тонкую тактику Ип Мана, которую он использовал, чтобы влиять на своих учеников.

«После четырёх лет трудного обучения в искусстве гунфу, я начал понимать и чувствовать принцип мягкости – искусство нейтрализации усилий противника с минимальными затратами энергии. Всё это следовало делать в спокойствии и без приложения усилий. На словах это казалось простым, но сделать это было трудно. В тот момент, когда я дрался с противником, моё сознание было возбуждённым и неустойчивым. Особенно после обмена сериями ударов руками и ногами, вся моя теория мягкости исчезала совершенно. Моей единственной мыслью было: “во что бы то ни стало, я должен бить его и победить”.

«Мой инструктор, учитель Ип Ман, глава школы Вин Чунь, подошёл ко мне и сказал: “Лун, расслабься и успокой своё сознание. Забудь о самом себе и следуй движениям своего противника. Позволь своему сознанию на основе реальности противодействовать противнику без предварительного процесса обдумывания. Прежде всего, изучи искусство “не выбирания”.

«Это было то самое! Я должен был расслабиться. Однако, принимая это решение, я уже делал что-то, противоречащее моему желанию. Когда я сказал себе, что я “должен расслабиться”, то требование усилия в слове “должен” уже противоречило отсутствию усилий в слове “расслабиться”. Когда моё острое самосознание дошло до того состояния, которое психологи часто называют состоянием “двойной смеси”, мой инструктор снова подошёл ко мне и сказал:

“Лун, сохраняй себя, следуя естественному ходу событий и не вмешиваясь в него. Никогда не противопоставляй себя природе, никогда не встречай любые проблемы “в лоб”, но контролируй их, соприкасаясь с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом”.

«Всю следующую неделю я оставался дома. После многих часов медитации и практики я отправился к морю, чтобы поплавать одному в джонке. Там, в море, я вспомнил свою последнюю тренировку, Это воспоминание вывело меня из себя, и я ударил по воде кулаком. В тот же миг внезапная мысль возникла у меня. Разве не вода, один из главных видов материи, является сутью гунфу? Разве обычная вода не показала мне принцип гунфу? Я ударил её сейчас, но это не принесло ей вреда. Снова я изо всех сил нанес удар по воде, но снова не причинил ей никакого вреда. Тогда я попытался схватить её, но это было невозможно. Вода, самое мягкое вещество в мире, могла приспособить себя к любой форме. Хотя она выглядела слабой, она могла пробиться через самое твёрдое вещество на Земле. Вот она – истина! Я должен стать подобным воде!”

Хотя Брюс Ли добавил немного собственного гения к случаю, который он описал в этом эссе, оно показывает интеллектуальные и технические высоты, к которым Ип Ман вёл своих учеников.

Но в то же самое время великий мастер Вин Чунь сохранил черты детства. Он очень любил необычные шутки Брюса Ли, хотя иногда примириться с ними было трудно, например, если Брюс приходил в класс с порошком, вызывающим зуд, с особым вибратором, трясущим руку во время рукопожатия, или с детскими водяными “брызгалками”.

Ип Ман и Брюс Ли

Они встретились в Гонконге, когда Брюс учился в колледже Святого Франциска. Отец Брюса — Ли Хой Чуэн был большим другом Ип Ман. Они были земляками из Фатсааня. Близкие отношения между ними повлияли на то, что Брюс стилем своей жизни выбрал боевое искусство. В конце третьего года обучения технике Вин Чунь, Брюс очень преуспевал в занятиях, но вынужден был оставить Гонконг, чтобы продолжить образование в США.

Уже тогда у Брюс Ли и Мастера Ип Мана были расхождения во взглядах. Перед расставанием Ип Ман напомнил Брюсу, что китайское Кунфу — одно из софистических искусств Китая, китайцы нуждаются в его приемах для самозащиты и поддержания здоровья, и эти приемы ни в коем случае не должны быть доступны иностранцам (это был типичный стереотип мышления старых мастеров Кунфу). Брюс Ли обещал помнить это. Но сразу же по приезду в США, он открыл школу, стал принимать иностранных студентов и обучал их Вин Чунь, чем очень огорчил своего учителя.

Летом 1965 года Брюс Ли вернулся в Гонконг с женой и сыном. Он нанёс визит своему Учителю и попросил обучить его оставшейся части комплекса приемов на деревянном манекене, который он недоучил в те четыре года перед отъездом в США. Далее он попросил у Ип Мана разрешения снять фильм длиной в 8 минут полного Сиу Ним Тао («Малая идея»), который был нужен ему для преподавания в США. За это он обещал Мастеру Ип Ману купить новую квартиру. Брюс сделал очень серьёзную ошибку, он так подчеркивал роль денег, что задел самоуважение Учителя. Мастер Ип Ман отказал ему, говоря: «Я не могу обещать тебе это, по причине того, что во-первых, ты не просто ученик, которого я обучил, а во-вторых, я никогда не выполнял подобные просьбы моих учеников. Если я приму твое предложение, что я скажу остальным?» Отвергнутый Ип Маном Брюс Ли обратился за помощью к сыну Учителя — Ип Чуню. Ип Чунь ответил: «Мы переехали в Гонконг более 10 лет назад. Мы часто меняли дома и не имели своего собственного. Действительно, новая квартира нам нужна. Но всё-таки для человека существуют более ценные понятия, чем комфортабельная материальная жизнь. Мой отец имеет сильный и твердый характер. Это знаешь и ты, и я. И если он отказал тебе, я не смогу повлиять на него».

Разочарованный, Брюс Ли вернулся в США. Он не мог дальше преподавать Вин Чунь, потому что не взял всей системы и никогда не смог бы стать «первым номером» в этом стиле. Брюс начал изобретать свой новый стиль, назвав его Джит Кюэнь До — «Путь опережающего кулака». Фактически приёмы Джит Кюэнь До базируются в основном на приёмах и принципах Вин Чунь в комбинации с техникой ног Таэквондо и Каратэ, а также немного западного бокса и дзю-до. Поэтому и теоретические работы Брюса Ли, изложенные в газетах, книгах, журналах, были в основном теориями Вин Чунь, китайских философов Даосизма, с элементами из теории западного бокса и дзю-до.

С того момента, когда Брюс Ли прославился своим Джит Кюэнь До, Ип Ман никогда больше не упоминал о нём. Причины разногласий между ними кроются в различных жизненных позициях и разном образовании. Ип Ман получил классическое китайское образование и жил под влиянием конфуцианства. У него было сильное чувство национализма. Поэтому он имел строгие и твёрдые убеждения. Он стойко переносил нужду. Он был беден в течение жизни — и когда был капитаном полиции, и когда стал Учителем боевых искусств. Он был счастлив принимать жизнь такой, какая она есть.

Брюс Ли, напротив, обучался в английской школе в Гонконге, перед тем, как уехать в США для продолжения философского образования. Он был под сильным влиянием прагматизма, добивался известности и богатства в жизни. Он преуспел в этом, однако до самой смерти превыше всего ставил любовь к боевым искусствам и к своей жене.