Все о подростковом алкоголизме

Причины подросткового алкоголизма

Причин, по которым развивается детский алкоголизм в России, множество. Первым делом такое происходит из-за генетических факторов. Если родители подростка либо другие родственники слабы к алкогольным напиткам, ребенок имеет повышенный риск стать зависимым. Поэтому, рассматривая причины алкоголизма, задумайтесь: быть может, вам тоже нужна помощь психолога и индивидуальная программа лечения в центре «Версио».

Кроме того, тяга к алкоголю появляется у детей, которые плохо переносят стрессы или являются эмоционально нестабильными. Подростки пытаются справиться с перепадами настроения. В итоге самым простым способом оказывается употребление веселящих веществ. Когда человек неуверен в себе, страдает от частых разочарований, имеется большой риск, что он станет решать их при помощи алкоголя.

Еще одна распространенная причина – плохое влияние сверстников. Дети могут попадать в сомнительные компании, где проводить время за банкой крепкого напитка – нормально. Алкоголем могут заглушать чувство собственной ненужности. Его испытывают дети, родители которых постоянно заняты и не находят времени интересоваться жизнью ребенка. Еще одна страшная причина алкоголизма – психические отклонения. Подросток нередко пьет, если не осознает вреда алкоголя. К этому также подталкивают заболевания головного мозга.

Заменитель решения проблем: формирование привычки

Родители зависимых ребят должны посмотреть полезное видео, в котором рассказывается о нюансах формирования привычки пить алкоголь. Оказывается, посеять у своего ребенка навыки к первой зависимости, механизм действия которой схож с алкоголизмом, можно еще в возрасте четырех-шести лет. Первое, что родители делают неверно – одергивают ребенка, показывая ему, что он ненормален. Например, не позволяют ему активно играть.

Малыш чувствует неудовлетворенность, он начинает страдать, злиться.

Как поступают родители – разрешают заниматься чаду тем, что ему нравится и является вполне нормальным для детей такого возраста? Нет. Обычно родители не слишком толерантны к увлечениям, желаниям малыша. Его ругают, показывая, что бороться за то, что интересно, бесполезно, иначе придет наказание. Маленький человек копит обиду, не имея смелости и опыта выражать свои чувства. Он пытается заглушить в себе желание делать то, что любит. Малыш получает стрессы, становится неуверенным, боязливым.

Родители, которые видят, что ребенок отступил или никак не может успокоиться, хотят заменить то, что нравится малышу, тем, что они считают нормальным, хорошим. В качестве успокоения, поощрения ребенок получает разного рода вкусности. В итоге при последующих неудачах малыш учится довольствоваться тем, что ему дают. Таким образом, формируется привычка: если я не могу получить радость, как хочу, то сумею выжать удовольствие из пищи, напитков. То есть, такого себе рода пищевая зависимость.

Подобное происходит с подростками. Часто дети начинают пить только потому, что их не слышат родители, что им не дают самостоятельности решать, чем следует заниматься. И, конечно, большой процент алкоголиков – дети, которых научили получать удовольствие от вредной пищи и пр.

Подбирать ключик

Детский сад и школа, где проходят процессы социальной адаптации ребёнка, — это тоже зона риска. Особенно сложен в этом смысле первый класс. Для детей, которые привыкли воспринимать мир через телесные ощущения (потрогать, побегать, подбросить, повертеть в руках, поиграть), неподвижное сидение за партой в течение 30–45 минут — настоящая пытка.

Их фактически лишают основного канала поступления информации. Отсюда сложности в усвоении материала, конфликты с преподавателем и одноклассниками. А ведь таких детей в первом классе до 30 процентов. У другой группы детей степень усвоения материала зависит от того впечатления, которое он производит, от тех интонаций и эмоций, которые «выдал» учитель во время урока.

Таким ученикам сложно воспринимать чётко систематизированную информацию (например, математику), они считают её сухой и скучной. И у них тоже возникает «эмоциональное голодание», но уже по другой причине.

Детский сад и школа, где проходят процессы социальной адаптации ребёнка, — это тоже зона риска. Особенно сложен в этом смысле первый класс Если подросток стремится «быть как все», высок риск того, что он попробует наркотик.

Психологический портрет ребёнка алкоголиков

Учёные давно и упорно исследуют вопрос наследственности, связанный с тягой к спиртному. Одним из результатов тщательного изучения вопроса является обнаружение определённого ряда шаблонов поведения, свойственных детям, воспитывавшимся в семьях, где один из родителей зависим от спиртных напитков. К ним могут относиться такие признаки:

  • Неумение сказать «нет». Часто условия жизни в семье с пьющими родителями развивают в ребёнке нерешительность. Ребёнок оказывается не в состоянии самостоятельно принимать решения, потому что ранее пьяные родители учили его послушанию жёсткими, а иногда и жестокими методами. Из-за этого в те моменты, когда нужно проявить самостоятельность, ребёнка сковывает жуткий страх.
  • Скрытность. К ней приводит чувство стыда за родителей. Поэтому дети, выросшие в семье родителей-алкоголиков, скрывают ото всех свою ситуацию. Они не приглашают друзей в гости, предпочитая встречи на улице, отказываются разговаривать о семье.
  • Заниженная самооценка. Это особенно сильно проявляется, когда в семье пьют оба родителя – ребёнок рано начинает понимать, что его родители отличаются от других, причём не в лучшую сторону. Этот факт невольно накладывает отпечаток на его оценку среди сверстников. Ребёнок чувствует себя ущербным, лишённым многих вещей, которые являются рядовыми для его друзей и одноклассников.
  • Непоследовательность действий. Как правило, в семье, где один или оба родителя имеют алкогольную зависимость, нет чёткого уклада жизни, всё подчинено сиюминутным, импульсивным желаниям. Из-за этого у детей появляются трудности с формированием ориентиров и пониманием концепции последовательности.
  • Тяга к нарушению правил. Многие дети алкоголиков проявляют склонность к невротическому, импульсивному поведению. Довольно часто это приводит к дисциплинарным нарушениям ещё в школе. Позже такие дети нередко попадают в поле зрение полиции.
  • Адаптивные сложности. Психологические проблемы ребёнка, выросшего в семье с зависимыми от спиртного родителями, мешают ему проявлять гибкость, необходимую в ряде ситуаций. Из-за этого он иногда ведёт себя не просто нелогично, но и диаметрально противоположно тому, что от него требуется в конкретной ситуации. Часто данная проблема происходит из особенности, которая упомянута выше.
  • Внушаемость. Отсутствие нормальных отношений в семье приводит к излишней доверчивости ребёнка. Из-за этого он может стать жертвой манипуляций. К тому же, нередко родители-алкоголики обвиняют в своём образе жизни именно ребёнка, и это лишь усугубляет ситуацию – чувство вины может жить в душе ребёнка десятилетиями, отравляя жизнь.
  • Замедленное мышление. В ситуациях, когда необходимо проявить креативность, находчивость и гибкость, дети из семьи алкоголиков не могут быстро сориентироваться и найти выход из положения. Результатом замедленных реакций становится замыкание в себе, отказ от работы в команде. Это происходит, потому что раньше родители не сформировали у ребёнка правильный шаблон поведения в критических ситуациях.
  • Агрессия. Причин для агрессивного поведения может быть множество: нарушения в работе нервной системы, копирование поведения одного из родителей, неспособность по-другому выразить собственные чувства. К сожалению, если вовремя не скорректировать поведение ребёнка, подобный шаблон моет стать для него одним из наиболее привычных.

Разрушающее воздействие этанола на клетки мозга

Нет сомнений в том, что этанол разрушает клетки головного мозга. Об этом свидетельствует нарушение походки, торможение реакций, расстройства памяти. Как только этанол перестает поступать в организм, функции постепенно восстанавливаются.

То, что алкоголь вреден для здоровья знают все. Все начинается с нарушения сознания, а может привести к тому, что человек станет инвалидом навсегда. Существуют некоторые факторы, которые помогают определить какой ущерб нанесен клеткам головного мозга и какое воздействие оставил этанол на них.

К ним относят:

  • как часто человек употребляет алкоголь и в каких количествах;
  • с какого возраста он начал употреблять алкоголь, а когда у него началась алкогольная зависимость;
  • какого пола человек, сколько ему лет, образован ли он, есть ли генетическая предрасположенность к алкогольной зависимости и наблюдались ли случаи хронического алкоголизма среди родственников;
  • в каком физическом состоянии находится человек;
  • наблюдался ли эмбриональный алкогольный синдром у человека.

Расстройство сознания на короткое время, которое наступило после приема алкоголя, случается гораздо чаще, чем ранее утверждали медики. Подобный результат можно определить, как возможное последствие алкогольного опьянения, которое не зависит от того, есть ли симптомы хронической алкогольной зависимости у человека или сколько ему лет.

Ученые провели эксперимент, пытаясь выявить негативное воздействие этанола на клетки головного мозга, связанное с кратковременным расстройством сознания. В эксперименте участвовали более чем семьсот студентов. Все они отвечали на один и тот же вопрос: было ли с вами такое, когда проснувшись утром, после ночных алкогольных излияний, вы были не в состоянии припомнить, что вы делали вечером и где вообще были?

Больше половины молодежи, уже имела опыт распития алкогольных напитков, и ответили утвердительно: да, после приема большого количества алкоголя у них возникали расстройства памяти. Сорок процентов из них сказали, что такое случалось в последний год, а девять процентов респондентов употребляли алкогольные напитки в течение двух последних недель, и у них наблюдалось помутнение сознания.

Влияние пьющих родителей

Наиболее сложной для ребёнка ситуацией является жизнь в семье с двумя пьющими родителями. Это изначально оказывает деформирующее влияние на личность. Нередко это накладывается на физиологические проблемы, появляющиеся у детей алкоголиков. Из-за отсутствия поблизости хотя бы одного взрослого, которому можно доверять, дети с ранних лет чувствуют себя покинутыми, одинокими, отверженными. У них часто бывает нарушена социализация

Поскольку ребёнок не чувствует себя в безопасности в собственном доме, у него могут появиться проблемы с учёбой – он просто не сможет сосредоточиться на выполнении заданий и усвоении новых знаний. Когда подростки, растущие в семье алкоголиков, начинают чувствовать отсутствие контроля со стороны взрослых, начинаются дисциплинарные проблемы. Они сбегают с уроков, ведут себя вызывающе, провоцируют конфликты. Среди таких детей высок процент участия в различных асоциальных компаниях – там они могут найти сверстников с похожим жизненным опытом

Почему нужна помощь специалистов?

Вылечить алкогольную зависимость невозможно без привлечения специализированной помощи.

Для этого есть несколько основных причин:

  1. У пациента происходит отрицание болезни. Другими словами он начинает искать себе оправдание, по типу «у меня стресс, нужно выпить», «я не алкоголик» и прочие мотивы.
  2. Необходимость восстановить условный рефлекс. Этиловый спирт ослабляет некоторые тормозные функции головного мозга. В следствии происходит эйфория, переоценка своих возможностей и все это в подсознании связано с принятием алкоголя. В результате человек не получает удовольствия уже от других вещей, кроме употребления крепких напитков.
  3. Изменение внутреннего «я». Сужается круг интересов, так как больной общается с подростками с теми же интересами. Молодой человек привыкает все время врать своим близким.

В завершении, о программе реабилитации

Период реабилитации можно считать завершенным, когда резидент уже полностью в состоянии способен реализовать позитивную линию жизни.

Основные особенности центра «Решение»:         

  • Комплексная работа с изменением личности, а значит, полное купирование алкогольной зависимости.
  • Создание благоприятных условий для социально-безопасного поведения.
  • Длительное и комплексное психологическое обследование.
  • Организация индивидуальных и групповых программ по реабилитации и психологической адаптации от алкогольной зависимости.
  • Обеспечение безопасного пребывания больного в нашем реабилитационном центре.
  • Организация общественной деятельности и других занятий для больного.
  • Организация семинаров и консультаций с самим резидентом и его близким окружением.

Наша команда предана своему делу, огромная практика позволяет придумывать новые, современные методы для скорейшего выздоровления. 

15.09.2017 г.

Периоды детского алкоголизма

В медицине выделяется несколько возрастных периодов, критических фактора, заболевания:

Раннее детство

Заболевания носит неосознанный характер. Детский организм начинает привыкать к алкоголю еще в утробе матери, а развивается зависимость в период грудного вскармливания. При рождении возможны психические и физические аномалии, а развитие алкоголизма в более взрослом возрасте – практически неизбежно.

Дошкольный возраст

К алкоголизму приводит безответственное отношение родителей к своему ребенку, часто заболевание развивается в семье алкоголиков, где бутылка в руках малыша – привычное дело. Но даже в малопьющей семье может развиться детский алкоголизм.

Подростковый возраст

Здесь в большей степени влияет окружение ребенка в школе и на улице. Желание быть таким, как все, стремление выделиться, а возможно, неудачная первая любовь. Данный возраст особенно опасен. В этот период даже дети, в семьях которых алкоголь не приветствуется, постепенно привыкают к спиртному. Дополнительный отрицательный фактор данного периода – переходный возраст

Здесь важно не упустить тот момент, когда ребенок начнет увлекаться спиртным

Лечение детского алкоголизма в Москве и области

Если ребенок пьет, употребляет наркотики и не собирается отказываться от пагубных привычек, обращайтесь в центр «Версио». Специалисты разберутся в причине, составят программу лечения. К нам приходят люди с разными зависимостями у детей, в том числе с алкогольной. Психологи предоставляют свои услуги как в Москве, так и в Московской области. Проходить лечение удобно жителям Краснодара. Еще одно подразделение расположено в Истре. Предлагаем ознакомиться с полным списком филиалов на сайте центра «Версио». Выберите удобный вариант и свяжитесь с нами для дальнейшего сотрудничества.

Влияние алкоголя на детский организм

Очевидно, что употребление алкоголя наносит подростку гораздо больший вред, чем взрослому человеку. Основными «мишенями» в детском организме для алкоголя является мозг, печень, кровь. Ещё незрелая центральная нервная система и головной мозг – наиболее уязвимы для действия этанола. Алкоголь тормозит общее развитие интеллекта, памяти, логического и абстрактного мышления, которые развиваются как раз в подростковом возрасте.

При этом страдает эмоциональная сфера: ребёнок становится замкнутым, со временем деградирует личность, развиваются отклонения в поведении, ребёнок становится агрессивным, теряет контроль над собой.

Развивающаяся со временем толерантность организма к алкоголю заставляет человека употреблять всё большее его количество (даже пиво может провоцировать крайне тяжёлые последствия), чтобы достичь желаемой степени опьянения.

Подростки пьют обычно тайком и быстро. В целях экономии времени и денег закуску практически не покупают, в лучшем случае это чипсы или сухарики, и то в небольших количествах. Эти факторы ещё больше провоцируют проблемы с ЖКТ, ухудшается общее состояние здоровья и психики.

Также употребление алкоголя грозит подростку появлением функциональных расстройств печени, поджелудочной железы, сердечно-сосудистой системы (тахикардия, варикозное расширение вен, повышение артериального давления), общим снижением иммунитета.

У зависимых от алкоголя детей может возникнуть сахарный диабет, а в подростковом возрасте и проблемы с половой функцией

Важно: Увеличивается опасность алкогольных отравлений, развитие тяжёлых интоксикаций, в тяжёлых случаях может развиться алкогольная кома. Опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребёнка

Он может погибнуть от одной лишь рюмки водки. Доза 250 граммов водки может стать смертельной и для подростка.

На фоне кратковременного возбуждения происходит повышение артериального давления и температуры тела, снижение в крови уровня глюкозы и количества лейкоцитов, что может вызвать интоксикационный сон, судороги, серьёзные психические нарушения (галлюцинации, бред), возможен летальный исход.

Этапы развития алкогольной зависимости у детей:

  • В первые 3-6 месяцев происходит постепенное и часто незаметное привыкание к спиртосодержащим напиткам. При этом немалую роль играет социальная среда, в которой находится ребёнок.
  • Если алкоголь регулярно употребляется уже в течение года, то в этот период происходит изменение поведенческих реакций подростка, однако, своевременное прекращение приёма алкоголя именно в этот период даёт достаточно стабильный положительный терапевтический эффект.
  • Дальше, если ничего не предпринять, развивается устойчивая психическая зависимость. На протяжении этого периода, подросток теряет контроль над количеством принимаемого алкоголя, его качеством, возрастает в 3-4 раза толерантность к этанолу, что приводит к формированию первой стадии хронического алкоголизма.
  • Дальше начинается хроническая стадия алкогольной зависимости с достаточно ярко выраженным абстинентным синдромом. Причём, в отличие от взрослых, абстиненция у детей наступает при употреблении больших доз алкоголя, а по времени — менее продолжительна.
  • Как следствие предыдущих этапов — устойчивая алкогольная зависимость, наступает деменция, дети становятся злобными (особенно, если есть нейрофизиологические предпосылки), асоциальными, интеллектуально деградируют. Очень часто на этом этапе, на фоне повышенной толерантности к алкоголю, происходит присоединение употребления других дурманящих, токсичных веществ — ацетон, клей, наркотики.

Виды профилактики

Первичная профилактика подразумевает организованные, научно обоснованные общегосударственные мероприятия по психологическому, административному воздействию, медико-гигиенические аспекты. Постоянно разрабатываются и внедряются всевозможные программы по формированию в обществе негативного отношения к спиртным напиткам любой крепости, осуществляется антиалкогольное воспитание на уровне учреждений и объединений – от детских садов и школ до вузов и трудовых коллективов.

Следует отметить, что социальная профилактика алкоголизма работает только при условии ее регулярного и массового проведения, при подключении как можно большего числа общественных организаций, прессы, телевидения, антирекламы и т. д. Единичные, периодические мероприятия эффекта не производят.

Вторичная профилактика – это оказание психотерапевтической помощи в преодолении зависимости у больных. При третичной профилактике поддержка оказывается выздоравливающим людям. Но наиболее значимыми в прогностическом плане являются все-таки первичные меры, которые позволяют предотвратить распространение алкоголизма, а в идеале – полностью искоренить его.

Свои особенности профилактика алкоголизма имеет и в зависимости от возрастной группы контингента, в отношении которого она проводится. Так, подходы к психологическому воздействию на детей, подростков и взрослых будут существенно отличаться.

Как воздействуют спиртные напитки на неокрепший организм?

Несформированная нервная система, желудочно-кишечный тракт (а именно печень и поджелудочная железа) и мочевыводящая система в подростковом возрасте максимально восприимчивы к алкоголю и продуктам его распада.

Этанол распадается до уксусной кислоты и ацетальдегида. Последний оказывает токсическое воздействие на нервную систему (центральную и периферическую), вызывая гибель нейронов. Одновременно с этим в процессе переработки этилового спирта присутствует большое количество глюкозы, а нехватка сахара также отрицательно сказывается на работе головного мозга.

В выведении продуктов распада этилового спирта принимают участие печень и почки, которые не до конца справляются со своей функцией, способствуя большей интоксикации организма. Под воздействием токсинов намного быстрее, чем у взрослых, возникают не только функциональные, но и морфологические изменения клеток.

Накопление продуктов распада приводит к:

  • сбою в работе сердечно-сосудистой системы;
  • повышению давления;
  • учащению сердцебиения;
  • увеличению нагрузки на сердце.

Последствием этого может быть развитие кардиодистрофии с нарушением проводимости и насосной функции.

Пивной подростковый алкоголизм приводит к развитию «бычьего» сердца. Острая алкогольная кардиомиопатия обусловлена наличием кобальта в пиве, которое производится при несоблюдении санитарно-гигиенических норм. Хроническая патология развивается при длительном употреблении большого количества напитков из ж/б тары. Есть мнение, что пивной алкоголизм у подростков развивается медленнее, чем у взрослых. Это совершенно не так, ведь в подростковом возрасте восприимчивость к любым видам алкоголя намного сильнее.

Что делать родителям, если пьет сын или дочь?

Как правило, родственники не знают, что делать, столкнувшись с ситуацией, что их ребенок начал пить. Матери начинают паниковать, устраивать ссоры и скандалы, им трудно поверить, что «кровиночка» попала в алкогольную зависимость. Отцы же, напротив, впадают в агрессию, начинают наказывать и угрожать. Однако это совершенно неправильная тактика поведения

Важно дать понять ребенку, что алкоголизм – это болезнь, которая поддается лечению

Необходимо позвонить в наркологическую клинику и пройти диагностику, детоксикацию лечение и реабилитацию. Целью реабилитационной программы нашего центра является полное устранение зависимости и возврат человека к трезвой жизни в социуме.

Стадия зависимости

Подросткам довольно трудно объяснить и внушить, что они нуждаются в лечении, поэтому важно знать, как развивается болезнь, чтобы верно определить стадию зависимости. Чаще всего у детей встречается экспериментальное употребление, они выпивают ради любопытства или за компанию

Однако довольно часто зависимость прогрессирует, человек начинает пить уже несколько раз в месяц. При регулярном приеме спиртного количество выпитого увеличивается, зависимый перестает себя контролировать, может попасть в беду. Если ваш ребенок агрессивно реагирует на предложение лечения в клинике, не считает себя больным, звоните в наш наркологический центр, мы подскажем вам, как убедить ребенка лечиться, или приедем сами.

Информировать

Ребёнок должен узнать о наркотиках от Вас. Хотя на подростка гораздо большее впечатление может произвести беседа с более близким по возрасту родственником — старшим родным или двоюродным братом, Вашими сёстрами или братьями.

Объясните, что «лёгких» наркотиков не существует, они лишь «аэродром подскока» для перехода на более «тяжёлые». Что психическая зависимость, развивающаяся при курении марихуаны, «не отпускает» так же, как и физическая зависимость от алкоголя. И что порой всего одного укола героина достаточно для формирования пожизненной и стойкой наркомании.

Покажите ему веб-сайты антинаркотической направленности, пусть он почитает реальные истории наркоманов, посмотрит на фотографии возможных последствий. Большое впечатление на подростков обычно производит художественный фильм Даррена Аранофски «Реквием по мечте», да и документальных фильмов на эту тему достаточно.

Методы профилактики

Комплекс мероприятий состоит из первичных, вторичных и третичных мер. Они различаются охватом разных групп граждан и направлены на разновозрастные слои.

Первичная

Ее цель – подрастающее поколение, она направлена на предотвращение алкоголизма. Задачи первичных мер – недопущение возникновения тяги к спиртному. Реализацией занимаются преподаватели учебных заведений, школьные психологи, врачи. Эта мера включает научно обоснованные мероприятия по психологическому воздействию на юных граждан. Разрабатываются и реализуются разнообразные программы по формированию негативного отношения к любому спиртному.

В случае с трудными подростками, сиротами, а также детьми из неблагополучных семей беседы должны быть более личными, индивидуальными. К работе подключаются по возможности родители, учителя.

Педагогические и социальные технологии:

  • антиалкогольное просвещение;
  • вовлечение подростков и молодежь в программы здоровых и полезных активностей как альтернатива распития спиртосодержащих напитков;
  • воздействие средств массовой информации, социальная реклама о вреде алкоголизма;
  • создание клубов, молодежных организаций, социальных служб;
  • проведение акций трезвости;
  • деятельность волонтеров, социальных работников;
  • контроль за детьми из проблемных семей ювенальной юстицией.

Первичная профилактика алкоголизма работает в полную силу, если проводить ее масштабно и регулярно. Нужно подключать к ней авторитетные организации, телевидение, известных личностей. Пропаганда должна идти непрерывным потоком, только так она будет усвоена молодежью.

Вторичная

Ею охватывают взрослых лиц с признаками алкогольной зависимости. Мера направлена на то, чтобы предотвратить переход болезни в более тяжелую стадию. В стратегию входят:

  • своевременная диагностика зависимости;
  • выявление причин психологического неблагополучия человека;
  • всесторонняя психологическая помощь.

У вторичной профилактики есть несколько задач:

  1. Мотивация на смену поведенческой модели.
  2. Замена дезадаптивных (асоциальных) форм поведения на здоровые адаптивные.
  3. Формирование социально поддерживающего окружения.

Со вторичной хорошо справляются различные реабилитационные программы – «12 шагов», «Дейтоп». Эти методы крайне удачно сочетают весь спектр помощи зависимым, от нарколога и психолога до родных и излечившихся бывших алкоголиков.

Третичная

Мера ориентирована на тот контингент граждан, которые прошли лечение и реабилитацию. Мероприятия помогают бывшим зависимым противостоять соблазну выпить, учат преодолевать жизненные проблемы без бутылки. Здесь хорошо работают различные общества анонимных алкоголиков, клубы трезвости.

Ее возможности ниже, чем у первых двух, потому что работа идет по исправлению поведенческих моделей с патологических на здоровые. Третичная профилактика подразумевает медицинское воздействие и всестороннюю социальную поддержку, поэтому нуждается в индивидуальном подходе. Условия для успеха здесь – сознательность бывших зависимых, понимание, что их будущее полностью в их руках.

Как меняется детская психика?

Изменения всегда негативны и могут проявляться в следующем.

Психическое развитие замедляется. Родители не участвуют в формировании личности, не контролируют и не стимулируют его. Ребенок растет предоставленным самому себе, часто даже элементарные его потребности (в безопасности, пище, одежде, обучении) не удовлетворяются.

Невротические расстройства. Появляются из-за нестабильной, напряженной обстановки в доме. Ребенок чувствует себя лишним, «мешается под ногами», он не знает, будут ли родители сегодня трезвыми, каким будет их настроение. Все это повышает уровень тревожности, провоцирует появление страхов, способствует развитию невроза, который может сопровождаться нарушениями сна, кошмарами, проблемами с засыпанием, пассивностью и безразличием к окружающему, энурезом, проблемами с поведением и учебой.

Дефицит общения. Если оба родителя или один из них страдают от алкогольной зависимости, ребенок получает недостаточно общения. В раннем возрасте это — дефицит тактильного, эмоционального, речевого контакта, который может становиться причиной замкнутости, замедления, нарушений развития. По мере взросления возникает отчуждение, ребенок может становиться скрытным, избегать родителей, стыдиться или бояться их.

Трудности социальной адаптации. Основные паттерны поведения закладываются в семье. Если обстановка в ней неблагополучна, ребенок не имеет возможности научиться общаться правильно. Когда он попадает в детский коллектив в дошкольных или школьных учреждениях, это становится проблемой. Такие дети могут избегать любого контакта, общения. В других случаях они ведут себя агрессивно, могут совершать асоциальные поступки. Проблема усугубляется из-за того, что ребенок не умеет сочувствовать, сопереживать — его не научили этому в семье. Он не понимает других детей, не может полноценно взаимодействовать с ними, проявляет жестокость, не осознавая этого.

Дети, растущие в семьях, где один или оба родителя пьют, хуже учатся. Им сложно запоминать новую информацию, они не мотивированы на хорошую учебу, у них не сформирована система ценностей, которая позволила бы выстраивать нормальные отношения со сверстниками и с учителями.

То, как именно алкоголизм в семье повлияет на ребенка, определяется многими факторами: пьет ли только мать или отец или зависимость является семейной, какой образ жизни ведут родители, как они сами воспринимают свою зависимость, как она влияет на финансовый, социальный статус семьи.

Дети и алкоголь – статистика подростков-алкоголиков

Детский и подростковый алкоголизм – это употребление спиртных напитков детьми с 10-12 лет. Это проблема не только для страны, но и для каждого отдельного родителя, чей ребенок попал в лапы зависимости. Дети – это довольно уязвимая категория граждан, они подвержены влиянию со стороны. Часто, попадая в плохие компании или пробуя алкоголь из интереса, ребенок уже не может остановиться, вот почему так важна своевременная профилактика употребления спиртных напитков. Родители и учителя должны рассказывать детям о вреде алкоголя и тех последствиях, которые несет за собой ранний алкоголизм.

Проблема алкоголизма среди молодежи не нова, однако возраст людей, злоупотребляющих алкоголем снижается с каждым годом. Статистика детского алкоголизма неутешительна. Опасность его в несвоевременной диагностике, очень часто родители просто не хотят верить, что их дочь или сын имеют опасную зависимость

Между тем очень важно вовремя выявить алкогольную зависимость у подростков и начать ее лечение в наркологической клинике

  • Не можетеуговоритьна лечение?
  • Поможем с мотивацией на лечение. Как правило близким людям сложно уговорить или заставить зависимого лечиться. Мировыми специалистами разработаны ЭФФЕКТИВНЫЕ схемы мотивации, пользуясь которыми, можно привести зависимого к решению обратиться за помощью.
    8 (800) 333-20-07

Родительские заповеди

1. Не старайтесь сделать из ребёнка свою копию, он будет собой, даже если Вы этому будете активно противодействовать.

2. Не требуйте от ребёнка благодарности только за то, что Вы дали ему жизнь. В своё время он даст жизнь Вашим внукам и уже этим вернёт свой долг с лихвой.

3. Не вымещайте на ребёнке свою злость и обиды за неудачи в работе или личной жизни. Всё зло, которое Вы излили на ребёнка, вернётся к Вам, нередко в гипертрофированном виде.

4. Относитесь серьёзно к проблемам ребёнка, даже если Вам они кажутся смешными. У него меньше жизненного опыта, помогите ему, поделитесь своими знаниями.

5. Никогда не унижайте ребёнка. Помните, что он такая же личность, как и все остальные, у него тоже есть чувство собственного достоинства.

6. Любите ребёнка просто так, а не за то, что он талантлив, красив или умён.

7. Никогда не делайте чужому ребёнку того, чего не сделали бы своему.

Информация предоставлена Московским НПЦ наркологии. Под редакцией доктора мед. наук Е.А. Брюна.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 2009

Материалы созданы специально для центров здоровья. Узнайте больше о центрах здоровья и их работе в вашем регионе.